BMX катание - это адреналин, стиль жизни и целая субкультура. Чтобы влиться в ряды райдеров, нужно выбрать правильный велосипед. От его характеристик и компонентов зависит не только внешний вид, но и ваш прогресс в трюках.
Разобраться во всех нюансах BMX с нуля непросто. В этой статье мы расскажем, как выбрать идеальный байк с учетом вашего роста, стиля катания и бюджета. А также поделимся мнением экспертов по выбору брендов и моделей.
Назначение BMX велосипедов
Изначально BMX расшифровывалось как Bicycle Moto Cross - велосипедный мотокросс. Эти байки создавались для гонок по пересеченной местности. Но со временем райдеры освоили на них невероятные трюки и BMX разделился на несколько дисциплин:
- Стрит (street) - катание в городе, на улицах, площадях, лестницах
- Парк (park) - выполнение трюков в специальных парках со рампами, боулами и квотерпайпами
- Дёрт (dirt) - прыжки на земляных трамплинах и катание по грунтовым трассам
- Флэтленд - силовые трюки и вращения на плоской поверхности
В зависимости от стиля нужно подбирать конкретный тип BMX по геометрии рамы, размеру колес, навеске. Универсального варианта, увы, не существует.
Материалы рам BMX велосипедов
Прочность и качество рамы - определяющий фактор при выборе BMX. Именно рама принимает на себя все нагрузки от ударов, приземлений, скручиваний. И она должна выдерживать их тысячи раз.
Рамы для BMX делают из трех основных материалов:
- Сталь (хроммоль). Самый популярный вариант. Отличается высокой прочностью и пластичностью. Хорошо гасит вибрации. Бюджетные модели делают из обычной стали, топовые - из термообработанного хроммолибденового сплава.
- Алюминий. Легче и жестче стали. Подвержен образованию микротрещин и разрушению от чрезмерных нагрузок. Используется реже. Подойдет начинающим для облегчения веса.
- Карбон. Вес как у алюминия, жесткость как у стали. Но стоимость очень высокая. При этом карбон боится сильных ударов. Подходит только для мастеров в специфических дисциплинах.
Наш совет - присмотритесь к рамам из термообработанного хроммолибдена. Они оптимальны по соотношению цены, прочности и веса. Например, модели из стали 4130.
Типы BMX велосипедов
В зависимости от размера колес, рамы и компонентов BMX байки делятся на несколько типов:
- Классический BMX (20"). Диаметр колес 20 дюймов. Самый универсальный вариант. Подходит для стрита, парка, дерта. Компактный, маневренный, прочный.
- Дёрт/стрит (24", 26"). Колеса увеличенного диаметра. Более длинная база, углы вилки и подседельной трубы острее. Специально заточен под агрессивное катание и высокие прыжки.
- Флэтленд BMX. Заниженная рама, меньше расстояние между пегами, узкий руль. Облегчает выполнение силовых трюков, вращений и равновесий. Не подходит для прыжков и агрессивной езды.
- Гоночный BMX. Легкий и быстрый для гонок по треку. Откидная подседельная труба, удлиненные перья, передаточное отношение на скорость. Не пригоден для выполнения трюков.
Новичку лучше начинать с классического BMX 20". Этого хватит для освоения базы и поиска своего стиля. А позже можно перейти на более специфичный байк.
Компоненты BMX велосипеда
Помимо рамы, на ходовые качества BMX влияют и другие компоненты (обобщенно - навеска). Разберем самые важные из них.
- Вилка. Жесткая, без амортизации. Для стрита/дерта - стальная, прочная. Для флэтленда - легкая алюминиевая. Избегайте моделей с амортизаторами.
- Система шатунов. Только на шлицевой или конической оси. Лучший материал - термообработанная сталь. Длина шатунов 165-175 мм. Звезда (спереди) на 25, 28 зубьев.
- Втулки. Передняя на насыпных промышленных подшипниках, задняя - на промышленных. Материал - хромомоль или алюминий. Проверяйте, чтобы не было люфтов.
- Обода. Материал - алюминий, double wall (двойные стенки). Сечение 30+ мм. Количество спиц 36. Если на колесах стоят пеги, усиление обязательно.
- Цепь. Однорядная, усиленная. Желательно с замком для быстрого снятия/установки. Например, KMC Z610. Следите, чтобы достаточно натянута. В идеале Half-Link
- Тормоза. Большинство ставит только задний (U-brake под седло). Для стрита и флэтленда их часто снимают вообще. На гоночные BMX ставят 2 клещевых тормоза.
Подбор BMX по росту
В отличие от горных, шоссейных велосипедов, в BMX размер выбирают не столько по высоте рамы, сколько по ее длине. Главный критерий - длина верхней трубы (TT)
Вот ориентировочные рекомендации по выбору BMX под рост:
- При росте до 165 см, выбирайте ТТ 20" и меньше.
- При росте 165-180 см, оптимально ТТ 20-20.75".
- При росте от 180 см присмотритесь к ТТ 21" и больше.
Конечно, это общие советы. Многое зависит от вашей длины рук, стиля езды. Поэтому перед покупкой обязательно посидите на байке, попробуйте проехать. Только так вы почувствуете, насколько вам удобно.
Бренды, модели и магазины
BMX развивается уже более 50 лет и за это время появилось множество именитых брендов. Вот лишь некоторые из самых уважаемых в индустрии:
- Haro
- Subrosa
- Kink
- Sunday!
- Cult
- WTP (WeThePeople)
У каждого бренда есть модели для разных дисциплин, уровня катания, бюджета. Например, вот несколько достойных BMX для начинающих:
- Kink Kicker 2023. Качественный универсальный байк на раме из хроммоли. Навеска начального уровня, но с апгрейдом прослужит долго.
- Subrosa Altus 2023. Модель для стрита и парка. Лаконичный дизайн, добротные компоненты, отличный вариант для новичка.
- Haro Boulevard 2022. Высокий руль и широкие шины для комфортного катания в парках и городе. В меру жесткая стальная рама.
Выбрать подходящий BMX поможет грамотный консультант в специализированном магазине. Например, в Интернет-магазине велосипедов "ВелоШоп" огромный выбор BMX разных брендов, дисциплин, ростовок. Зайдите в каталог BMX велосипедов, изучите фото и описания моделей, прочтите отзывы. Менеджеры ВелоШопа ответят на любые вопросы и помогут выбрать ваш первый (и лучший) BMX. А еще здесь гарантия лучшей цены, удобная доставка и сервис.
Конечно, хочется сразу взять крутой байк как у про, но будьте благоразумны. Начните с добротной модели, разберитесь что вам нравится. А потом уже апгрейдьте раму и навеску. Главное - выбирайте сердцем, чтобы BMX стал продолжением вас самих. Тогда и кататься будет в кайф!